Sunday 21 February 2016

Как сербы спасали евреев во Второй Мировой

В Югославии насчитывалось 85 000 евреев, в том числе еврейские эмигранты из Германии, Австрии, Польши и Чехословакии. Благодаря сербам, югославские евреи смогли спастись и освободить многих своих соотечественников из Германии и стран, оккупированных немцами. Услуги и помощь, оказываемая евреям югославскими консульскими должностными лицами в Австрии и Чехословакии должны быть отмечены особо. Из общего числа евреев в Югославии около 7500 были беженцами.

После [нацистского вторжения в 1941] ... евреи попали под власть различных режимов, в том числе "Независимого Государства Хорватии" Анте Павелича.

Окончательное решение "еврейского вопроса" в Независимой Хорватии переходит в руки хорватских усташей. [Это был клерикально-фашистский режим, созданный в Хорватии нацистами.] В Сербии, однако, еврейская проблема не была отдана на решение самим сербам. Это дело немцы зарезервированы для себя. Были особые причины для этого. Когда немцы заняли Сербию, они не нашли антисемитских настроений в стране. Они не смогли убедить ни местное население, ни местные власти принимать какие-либо антисемитские меры.

Тот факт, что Милан Недич [глава Сербского режима, установленного после вторжения нацистов] дважды требовал от немецкого командования в Сербии и Банате, чтобы ему и его правительству предоставили право уладить еврейскую проблему, и в отношении евреев в настоящее время не должно приниматься решительных мер в Сербии - показывает чувство сербского народа к евреям. Следующие причины были даны Недичем немцам для этого запроса: если немцы хотят успокоить сербов, будет иметь первостепенное значение остановить страшные преследования сербских евреев. Сербский народ не мог и не захочет принять такое отношение к "своих соотечественников еврейской религии". Сербы считают евреев своими братьями, только другой веры. Ответ, который Недич получил от немцев относительно этого спроса был: "сербы не достигли культуры до такой степени, необходимой, чтобы позволить им справиться с евреями. Мы сами должны решить еврейский вопрос в Сербии".

Что касается антисемитизма, Югославию можно разделить на две части, т.е. районы, где это чувство было скрытым, и Сербию, где, можно сказать без всякого преувеличения, антисемитское чувство никогда не имело никаких корней.

За все двадцать три года существования Югославии, Сербия всегда исповедовала свободную демократическую традицию, существующую в бывшем Королевстве Сербии. Там в девятнадцатом веке, а позднее в двадцатом, евреи всегда имели полные гражданские права и полное равенство со своими сербскими соотечественниками. Это равенство было не только предоставлено в различных конституциях Королевства Сербии, а затем Королевства Югославии, но это было также истинным выражением отношений между православными сербами и евреями в их повседневных контактах. Эти уютные и дружественные отношения существовали и в экономической, финансовой и политической жизни в Сербии. Небольшая группа евреев, проживающих в Сербии дала вклад в культурной и политической жизни в борьбе Сербии, в деле объединения южных славян. У евреев были члены сербском парламента. В борьбе Сербии за освобождение, евреи дали свой вклад. Некоторые из них были удостоены звезды Каргеоргиевичей за храбрость на поле боя - эквивалентно британскому Кресту Виктории.

Примерно за год до нацистского вторжения в Югославию, под давлением со стороны Рейха , пытаясь умиротворить немцев, правительство Цветкович-Махека ввело первые антисемитские меры в Югославии. Правительство не было единодушным по этому вопросу. Доктор Корошец, лидер словенцев, проголосовал за это как министр образования. Сербские министры, однако, в том числе военный министр, отказались применить акт. Исполнение акта было ограничено Министерством образования словенца Корошевица и Министерством торговли и промышленности, под руководством хорвата доктора Андреса.

Во всех школах и университетах, многочисленные антиеврейские ограничения были установлены циркуляром, но в Сербии, сербским учителям и преподавателям удалось этого избежать и саботировать правила.

В связи с этим Сербия полностью отличалась от Хорватии под руководством доктора Махека и окружного губернатора Шибашича. В Хорватии антисемитизм был унаследован от Австро-Венгрии. Антисемитские центры существовала всегда. Хорватия Доктора Шубашича подготовила сложные антисемитские законы и правила как раз перед началом войны в Югославии в 1941 году, большая часть промышленности в руках евреев в Хорватии была быть конфискована и национализирована. Антисемитизм, в частности, поощрялся в Хорватии правым крылом Хорватской крестьянской партии доктора Махека.

Этот отчет можно разделить на две части - первую с начала вступления немецких войск в Белград в апреле 1941 г. по начало августа 1941; и вторую - с середины августа 1941 года до закрытия офиса по решению еврейского вопроса. В конце 1942 года он был закрыт, потому что уже не осталось евреев в оккупированной Сербии. На первом этапе евреи были замучены, гонимы, обращению, попадали на принудительные работы. Известные евреи и сербы были доставлены в немецкие концлагерях. Представительницы интеллигенции были вынуждены чистить туалеты в немецких казармах, мыть полы и подметать улицы под наблюдением войск С.С.. Их заставляли чистить окна высоких домов снаружи, и некоторые из них погибли после падений. Еврейские девушки подвергались насилию и доставлялись в "Militar-Medi '. Уже на первом этапе евреи были лишены всего своего имущества и большинство из них были выселены из своих домов.

На втором этапе, евреев мужского пола отправляли в концентрационные лагеря. Но множеству мужчин и молодых евреев удалось бежать в деревни, где они жили с сербскими крестьянскими семьями. Некоторые позже присоединились к партизанам. Значительное число молодых людей из еврейской сионистской организации, которая сотрудничает с сербскими организаций для подготовки сопротивления, активно помогали партизанам. Многие собирают медикаменты для партизан или размещают анти-немецкие плакаты на улицах Белграда. Десятилетний школьник по имени, сын известного белградского торговца фармацевтическими товарами в Питер-стрит, должен быть отмечен особо. Он бросил бомбы в два бронированных немецких автомобиля и танк на Grobljanska улице в Белграде и взорвал их. Его старший брат, студент-медик, все еще борется в Боснии, несмотря на того, что мэр и члены сельских советов будут расстреляны, если такие случаи были обнаружены в их деревнях.

Около сорока из моих родственников были расстреляны в Белграде немцами. Я, однако, очень горжусь тем, что сегодня два моих маленьких родственника, пяти и семи лет, чьи родители были расстреляны гестапо, в настоящее время скрывается у двух сербских матерей.

Никакие немецкие репрессии в Белграде не смогли нарушить дружественные отношения между сербами и евреями. Во время принудительного труда сербы разговаривали со своими еврейскими друзьями на улицах, даже на виду у немецких солдат и полицейских. За этот период свыше 300 000 сербов были убиты хорватской усташей в Боснии, Герцеговине и Лика и около 60 000 расстреляны немцами в Сербии, в период, когда сербских студентов и крестьян вешали на главной площади в Белграде, сербская столица имела достаточно мужества, чтобы публично протестовать по поводу обращения с евреями.

Когда перевозили евреек в грузовиках в концлагеря, сербские торговцы на улицах, через которые проезжали машины - закрывали магазины и свои дома, тем самым выражая не только свой протест, но также подчеркнуть тот факт, что все население Сербии, вчера и сегодня, не может участвовать в истреблении своих еврейских соседей.

Пример сербского народа в отношении к евреям не имеет аналогов в Европе, по крайней мере в южной части континента. Несмотря на интенсивную немецкую пропаганду в плакатах и на радио, сербы остаются неизменными. Учитывая то, что случилось с евреями в соседних странах, в "Независимом государстве Хорватии", Венгрии, Румынии, Болгарии - пример Сербии просто сияет.

Сегодня больше не осталось евреев в Сербии, за исключением некоторых детей, скрываемых сербами, и тех, кто борется вместе с сербами в лесах. Я сохранил свою собственную жизнь благодаря моим сербским друзьям. Я был спасен от неминуемой смерти. Сербские крестьяне и другие мои друзья также спасли от смерти моего единственного сына, который был неоднократно преследовался гестапо в Белграде.

Это мое желание, как еврея и как серба, что в свободных демократических странах, где евреи до сих пор пользуются полной свободой и равенства - они должны показать благодарность сербскому народу, указывая их благородные поступки, их гуманные чувства, и их высокое гражданское самосознание и культуру ....

Я не могу завершить этот отчет, не упоминая о том, как Сербская Православная Церковь, Патриарх Гаврило, и его духовенство пытались спасти сербских евреев и цыган. До настоящего времени немцы уничтожили I70,000 цыган, мужчин, женщин и детей, в Сербии и Банате. Сербские православные священники и сербский крестьянство рисковали жизнью не только ради простых евреев и их детей, но и чтобы спасти цыган и их детей. Сегодня главный раввин югославских евреев живет в Америке. Он был спасен от гестапо, контрабандой из Сербии по монастырям сербского духовенства. Он был передан одним сербского храма в другой, от одного сербского священника к другому, пока он не был принят на болгарской территории. Там, при содействии православных болгарских священнослужителей, некоторые из которых были его личными друзьями, он прибыл к турецкой границе.

Сербы атакуют россиян, протестующих против войны

 Критически настроенные россияне бегут в Сербию – встречают сторонников Путина Связи Сербии с Россией сделали Белград привлекательным место...